Проживает в поселке Деревянка с дочерью. Супруга умерла. Передвигается на инвалидном кресле.
Тема 1. Начало войны.
Я пошёл в школу в 1939 году. Началась Финская война, отца забрали на фронт, меня мать не пустила, так как нас было трое: сестра годовалая, двухлетний брат и я. Мне было 7 лет. В школу я пошёл в 1940 году, когда кончилась война. Отца из Финляндии в Польшу, из Польши в Грузию – там с Турцией дорогу строили. Он взрывником был, сапёром. Я пошёл в сороковом году в школу, окончил два класса в 1942 году. На этом моё образование кончилось. В 1946 году забрали отца как врага народа. 6 лет ссылки, 10 лет поселения, без права переписки. И только в 1948 году дождались разрешения этим ссыльным брать с собой семьи.
Тема 2. Угнанные в Германию.
Не знаю, кто угнал – не немцы, так партизаны. При немцах угнали брата, а потом пришлось от партизан прятаться. Отца тоже хотели партизаны расстрелять, отец сбежал. Там женщина его спасла. Он у соседа вечером был, когда к ним постучали. Начали искать его в доме. А женщина стояла у печки с вилами, чугуны брать. Она как сунула ему вилами, а отец в то время выскочил в окно. Вот так мы попали к немцам в комендатуру. Дядя был переводчиком. И жили мы там у них до 1943 года. В 1943 году немцы уехали, погрузили всё богатство, что наворовали, целый обоз. В этом обозе отец был конюхом у немцев. На лошади своей и поехали. Ехали бы до Бобруйска. Там была остановка на несколько месяцев. Потом снова собрались и поехали. И ехали до самой немецкой границы. Приехали к какому-то городу на берегу реки. Там нас вымыли, мужиков всех забрали отдельно, остался только отец. Так как мать у нас болела, её оставили в больнице в городе (В Польше оставили с ребёнком). Отца оставили вместо мамы. Оттуда повезли нас в город Кель.
Тема 3. Жизнь в Германии.
В Кели у хозяина работали на сходнике. Стали Кель бомбить, нас – обратно в лагерь, погрузили и привезли к Гамбургу. Отец занимался цветами. Когда розы отошли в 1944 году, уже не до роз было немцам. Хозяин передал нас другому немцу, на дамбу к каналам. Как раз за дамбой дальше дома были, ворота на пастбище на розливе. Так мы и прожили у этого хозяина. Он хорошо знал русский язык. Он был в плену в Гражданскую войну где-то в Сибири, и русский язык знал. С отцом дома разговаривал по-русски, но где немцы, там уже русскую речь не услышишь, немцы сами боялись. Я тоже немного подучил немецкий. Хозяин меня учил математике и русскому языку. Зато я математику и русский язык неплохо стал понимать.
Тема 4. Послевоенное время.
Даже в армии писарем был в подразделении. Наш капитан Иван Григорьевич ошибки исправлял на черновике, а в чистую уже писали все акты. После акта пишешь своё звание, должность, фамилию, имя, отчество, день заполнения и роспись. И шло в архив уже, эти бумаги нигде не печатались, шли от моей руки в архив. А после войны приехали в 1946 году в школу, хотя меня в 3 класс уже не взяли, перерыв большой был, отправили во второй. Вот так я учился два года во втором классе.
Тема 5. Жизнь в Германии.
Работал я на птичнике во время плена в Германии. Кормил кур хозяина. Моё дело было наварить курам, покормить. На утро все яйца вынести и сложить на подставку. Вот где честность была! Хозяин никогда ничего не считал. На завод яйца отправят, хозяин только получал деньги за них. Я яиц ел, сколько душа пожелает. Правда один раз он поймал меня с яйцом и сказал: «Ешь, ешь. Яйца любишь? Не бойся». Потом хозяин решил оставить нас себе, подготовил документы на отца.
Но нас англичане взяли, был им приказ всех вывести, которые были принудительно завезены в Германию. Нас погрузили – и в Гамбург. Привезли в Гамбург, потом в поезд и в Россию. В 1946 году отца сдали как врага народа по 38 статье.