Тема 1. Информация о ветеране.
Галина Александровна, расскажите, пожалуйста, о себе.
Я родилась в 1935-м году. Жили в Карелии, в Кеми. Когда началась война, мне было пять с половиной лет. Нас эвакуировали.
После войны я продолжила учиться. Сначала окончила только семь классов, так как нужно было работать. У нас была большая семья: пять детей, мама с папой. Работала я уже с 15-ти лет. Стаж у меня большой – 40 лет. Потом я училась в школе рабочей молодёжи. Окончила десять классов. На этот момент мы уже жили на станции Лоухи.
После окончания школы я работала на железной дороге, меня направили на курсы повышения квалификации, отучилась на дежурного по станции. Работала на Кировской (Октябрьской) железной дороге.
Потом замужество, по воле судьбы уехали из Карелии. Поездили по России: на Украине жили долго, были в Прибалтике, Белоруссии. Сначала освоились в Казахстане. Пришлось не по климату. Снова переехали в родную Карелию.
С 1971-го по 1979-й мы жили на станции Ладва-Ветка. Там я работала дежурным по станции.
В 1979 году, когда открылся карьер, мы переехали и получили благоустроенную квартиру. Муж работал на заводе, а я по-прежнему – на железной дороге.
В 90-м году вышла на пенсию.
В семье было двое сыновей, один, к несчастью, погиб, а второй сын живёт в Петрозаводске. У него хорошая семья, у меня есть внук. Ему уже 30 лет, недавно женился.
Теперь живу здесь, пока одна. Дети навещают. Всё хорошо. Жизнью я довольна, прожила неплохо.
Тема 2. Начало войны.
Опишите, как для Вас началась война?
Я очень хорошо помню этот день. Мы жили в Лоухах. Папа туда был отправлен по партийной линии. Сами мама и папа из Калининской области, там у них жили родители. Я помню, папа был хороший охотник и рыбак. До войны нас было пятеро детей: два мальчика и три девочки. Старший брат 1926-го года рождения, потом сестра, я 1935-го года и ещё двое маленьких. Я помню, дома была только мама. Папы не было, в тот день он охотился. Вдруг по радио такое сообщили. Мама сразу заохала, заплакала. Началась суматоха. Все, конечно, переживали. Папу сразу забрали на фронт, потому что он был партийным человеком, работал по линии партии.
Тема 3. Военные годы.
Нас, не помню точно время, в 1941-ом году эвакуировали. Сначала в Калининскую область, в город Торопец. Немцы наступали всё больше и больше, нас отправили в Воронежскую область, в Грязи. Мы были в этом городе. Война надвигалась, начались бомбёжки. Воронеж бомбили. Когда летели самолёты, мы выбегали с ребятами и смотрели на фашистов. На город бросали бомбы. Сначала бомбили железную дорогу и промышленные объекты. Немножко там пожили, это уже 1942-й год, наверное, в 1943-м году нас отправили из Воронежской области в Тамбовскую. Там пожили. Немцы наступали. Нас отправили в Казахстан в город Аральск. Туда приехали в 1942-м году.
Мой старший брат 1926-го года рождения. В 1943-м году, как только ему исполнилось 16 лет, он добровольцем ушёл на фронт. Папа в то время тоже был на фронте. Мой папа прошёл всю войну, был ранен. Пришёл, когда всё закончилось, в 1945-ом году вернулся в семью. Послевоенные годы были очень тяжёлые.
Мы всё время передвигались. Что с собой брали? Ничего. Документы и то, что надето, узелки: кому что мама рассуёт, так и ездили. Перевозили нас в грузовых товарных поездах. Это большие крытые вагоны, в таких сейчас перевозят скот. Там были палати, в вагоны загружали по несколько семей. Мы очень долго были в пути. По дороге есть нечего было. На больших станциях, куда прибывали, были санпропускники, они мыли людей. Останавливали поезд, состав, с эвакуированными и осматривали. Снимали одежду, дезинфицировали, пропаривали и снова отдавали, потому что переодеться даже не во что было.
Тема 4. Окончание войны.
Потом, как только закончилась война, из Аральска нас сразу, ещё без папы, стали возвращать обратно домой. Снова привезли в Воронежскую область в город Грязи. На Грязи – Орловскую станцию. Там мы жили, туда вернулся с фронта папа. В конце войны он был серьёзно ранен, у него было 12 ранений, левая рука без пальцев, одна култышечка. Прострелена правая рука, локоть прострелен. Нога. 12 ранений у него было. К нам на станцию он приехал из госпиталя.
Немножко пожили там, затем нас возвратили по месту жительства в Карелию. Только сначала, когда он вернулся, его почему-то отправили в совхоз «Прибытково». Мы там обосновались, папа работал, мама тоже, помню, работала. Я пошла в первый класс. Мне уже было 8-9 лет.
В 1947-ом году мы переехали в Карелию. Снова ехали в товарном вагоне. Там у нас была коза. Кое-что в запасе было. Приехали в Карелию. Жизнь была очень тяжёлой: 1946-1947 годы были голодные. Еду по карточкам давали. Семья у нас большая.
Брат с 1943 по 1945 год воевал, был танкистом. Война закончилась, он остался во Львове. Их часть где-то там базировалась. Его оставили продолжать службу. Он работал на танковом заводе, испытывал танки. В 1946 году бандеровцы подорвали танк, он погиб.
Тема 5. Как происходила эвакуация.
Расскажите, пожалуйста, подробнее, как происходила эвакуация: сколько было людей в вагонах, что везли?
Насколько я помню, вагон был забит полностью. Было много семей. Но жили все очень дружно: помогали друг другу, делились даже чем-то. В дороге не было питания. Достанут, например, где-нибудь пшеницу, обыкновенное зерно, её напарят и кушают. Тяжело было: ни одеться, ни обуться, ни еды. Плохо.
Бомбёжка начиналась, поезд останавливали и все ходячие, больных не было, я не помню, все бежали в лес. Нам давали команду, чтобы все уходили в заросли. Чтобы там отсиживались, пока шла бомбёжка. Потом возвращались и опять продолжали путь. Но, к счастью, наш эшелон ни разу не пострадал. А как бомбы летели, мы видели. Мама всегда соберёт нас пятерых в кучку, документы, всё самое главное, и мы где-нибудь отсиживаемся. Но обычно везде были подвалы. Мама говорила, если убьют, то всех сразу. Не разбегались, все в кучке сидели. Вот так. [Г. А. задумалась].
Во время поездок мы испытывали голод. Мама старалась оформиться где-нибудь поближе к еде. Например, в Аральске она работала в госпитале, был большой госпиталь с ранеными. Или в столовой, там она работала официанткой. Приносила нам объедки. Помню кашу гречневую. Иногда даже с мясом. Грызенные куски хлеба. В госпитале раненых было много, кушали не все. Оставалось на столе, мама собирала и несла нам. Моя сестрёнка 1940-го года. Когда началась война, ей был всего один годик. Когда жили в Аральске, ей уже 2 с лишним годика было. Мы-то уже понимали, что мама нас не всегда может покормить, утром завтрака не было. А сестрёнка просыпалась и спрашивала: «Мама, у нас есть хлебушек?» Два года ребёнку. Вот так вот жили. А сейчас хлеб бросают.
Тема 6. Как узнали о победе.
Расскажите, как вы узнали о Победе, опишите этот день.
В 45-ом году папы дома не было. Он был в госпитале. Я подробностей не помню. Прыгали, радовались, что закончилась война. Мамы дома не было. Мы обрадовались, что папа придёт с войны. Думали, брат придёт. Брат воевал молодым. В 20 лет погиб.
Война – это страшно.
Тема 7. Послевоенные годы.
Расскажите, как было после военных лет?
После военных лет мы жили с какой-то надеждой, с каким-то ожиданием. Каждый год снижались цены на сколько-то процентов. Карточки отменили. Хлеба стало больше. Но всё равно остались большие очереди. Вот мы в Лоухах жили. Пошлёт мама в очередь, придёшь в магазин, займёшь. Тебя затолкают туда, оттуда уже не выйти, потому что все вплотную стояли. Стоишь, дышать нечем, так как тебя зажали. Хлеба давали в руки по 2 килограмма. Мама туда посылала двоих-троих детей. И вот мы там толпились полдня, чтобы получить кусок хлеба. Потом карточки отменили, стало свободней. С каждым годом жизнь улучшалась. Мы подросли. Старшая сестра стала работать, я пошла с 15-ти лет на работу. Жить стало хорошо.