Во время войны содержалась в интернате в деревне. Финны давали всего 100 граммов хлеба в день. Голодали по-страшному. За воровство сильно наказывали. Зима была, было холодно, голодно. Родители болели. Отец два раза был ранен на войне. Мама уже тоже старая была. Все можно пережить, но только не голод и холод, это самое страшное время. Нормальной одежды не было, только ситцевое платье да ботиночки старые. Однажды зашёл к нам домой финн и говорит “пойга” и достает из кармана пирог “тухмочи”, пирог с картофельным пюре внутри. Но я отдала этот тухмочи обратно и сказала, чтобы больше не приходил. Следом пришел еще один финн и захотел забрать лук, который сушился на стене. Мама порезала сетку лука ножом, и все упало на пол. Финны ругались на своем языке “сатана перколе”, то есть “чёрт”, “ешкин кот”, “сатана или дьявол” и т.д. Но все же ушли.
Финны очень жестоко обращались с людьми в деревне. За малейший проступок могли избить. Взрослые и дети работали в колхозе, на полях, доили коров, возили молоко на лошадях. Если бы не колхоз, мы бы не выжили. Однажды меня отправили на ферму дояркой. Но я начала говорить, что мало ли не смогу справиться с обязанностями. Но вышел Рузанов Владимир и сказал, что он хочет именно меня туда отправить. Когда я пришла на ферму, то меня заставили подоить там одну корову. Хоть я была слабенькой девочкой, но с задачей справилась. Так дояркой там и осталась. Потом уже перешла работать в совхоз, и вся зарплата, которую получали рабочие, шла через нее. С финнами были только рабочие отношения. Если что-то они просили сделать, то ты должен был подчиниться. Иначе тебя побьют или убьют. Также финны разделяли территории – русские отдельно, финны отдельно. За разделенные территории заходить без разрешения было строго запрещено. Если полез без разрешения, то могли избить. Был также создан концлагерь рядом с Кондопогой, куда потом нас и отправили.
День Победы отмечали очень радостно. Все были счастливы что война закончилась. Потом были выборы. На этих выборах давали кусочек хлеба, чтобы все поели, ради этого и ходили на них. Нет каких-то определенных, очень страшных моментов из воспоминаний о войне. Вся война была страшной, и хотелось, чтобы она не повторилась. День Победы отмечаю так: сначала митинг, потом концерт, танцы, песни, застолья.
Во время войны было только одно желание у всех – поесть. Финны обычно разговаривали на финском, и русские их слабо понимали. Какие-то солдаты были сознательные и добрые, но большинство нет. На братскую могилу практически не хожу, так как тяжело. Отец был на войне, но был ранен, и его увезли лечить в Пятигорск.