Марценюк Лидия Степановна

Аудио записи нет, т.к. это информация. собранная родственниками при жизни информанта.

Великая отечественная война – это страшный период в истории нашей страны; это пытки, страдания, бесчеловечные поступки, смерти, стрельба, оккупация, потеря близких и родных для тебя людей.

Финны в деревне Белохино появились где-то в сентябре-октябре 1941 года. Из Белохино финны выселяли людей в глубь Заонежья, на лошадях, заселяли в дома по две-четыре семьи. Финны отступили тихо и без боев ночью. В школах финны обычно обустраивали штабы. В основном на оккупированных территориях проживали русские, поэтому разделения не было. Лишь к финноговорящим было особое отношение, брали их к себе в переводчики. Финны часто посещали деревню, забирали то, что хотели, и делали все, что вздумается, а кто им не подчинялся – жестоко наказывали всю родню. За работу финны платили марки, но их было мало – не хватало на жизнь. Среди населения были люди, которые работали на финнов. Такие люди докладывали все, что им было известно о жителях деревни. Их старались избегать, и не попадаться к ним на глаза. Под влияние этих людей попала и наша семья. Переезжая из деревни Белохино, дядя вывез зерно, и некоторые другие продукты питания, так как наша семья увеличилась, и нас стало восемь человек. Когда прошёл слух, что финны отбирают запасы, дядя часть зерна вывез и спрятал в лесу. Беда не обошла нас стороной. Этот день навсегда остался в моей памяти. К дому на лошадях подъехали три финна с собакой и переводчиком. В это время мы все были дома и не догадывались о нежданных гостях. Один финн остался у крыльца, все остальные зашли к нам в дом. Сначала спросили, где Галанин. Дядя отозвался. Тогда они взяли его за руки и стали требовать спрятанное зерно и продовольствие. Он говорил, что у нас ничего нет, что у нас большая семья. Финны стали обыскивать дом, перевернули всё, но ничего не нашли. После этого дядю вывели из квартиры и повели в сарай, там стояли дровни, его кинули туда и стали сильно избивать, но криков не было слышно. В дом никого не впускали и не выпускали. Мы были в сильном страхе, плакали, но никто из финнов не обращал на это внимания, и никто не проявил сострадания даже к маленьким детям. Затем избитого до полусмерти дядю втолкнули в квартиру и спросили кто жена. Тётя откликнулась. Финн схватил её и потащил в сарай, толкнул её на дровни, а над ними висела из верёвки петля. Двое финнов стали избивать её плетьми, она так кричала от боли, что было слышно на всю деревню. И она не выдержала, сказала, что бочонок с мясом спрятан в доме, а зерно муж спрятал в лесу. В дом тётю заносили на руках, всё тело у неё было окровавлено и в синяках. Финны посадили дядю на дровни и повезли в лес, где были спрятаны мешки с зерном. Когда они приехали на место, мешков там уже не было, вернулся он чуть живой, молча сел на стул.

В посёлке Ладва-Ветка в одном длинном бараке проживали финские солдаты. Они охраняли железнодорожный мост, железнодорожную ветку, следили за рабочими в лесу и на погрузке вагонов. Никакого насилия с их стороны не было. Им, жителям из двух домов, приходилось ходить на колодец за водой мимо барака, где жили солдаты. Иногда повар зазывал детей на кухню и давал остатки от обеда. У них можно было купить ржаные галеты. Некоторых женщин, работавших в лесу, перевели на погрузку вагонов. Перевели и бабушкину маму с сестрой. Работали по три человека на двухсотном вагоне. Грузили метровые дрова. Норма – вагон за день.

Незадолго до отступления к бабушке в дом зашёл финский солдат. Он немного говорил по-русски. На ломаном русском языке финн сказал взрослым, что скоро будут отступать, может, будет стрельба и, чтобы уберечь себя и детей, надо спрятаться в ямах. Спустя два дня к ним пришёл молодой человек, который работал переводчиком и предупредил, что бабушкина мама и старшая сестра должны на время спрятаться, то есть уйти куда-нибудь из дома. На следующий день рано утром все трое ушли. Бабушка с сестрой и братом остались дома одни. Днём к дому подъехала машина, из неё вышли офицер и два солдата и направились к ним в квартиру. Убедившись, что там одни дети, офицер стал кричать: «Где они?!». Ответа не последовало. Потом он схватил бабушку за плечи и вытолкнул в коридор. Сестра и брат, дрожа и плача от страха, выбежали следом. Офицер очень кричал, дергая её за плечи. Он кричал, а она твердила лишь одно, что не знает, где они. У крыльца стали собираться люди. Из соседнего барака подошли несколько пожилых солдат. Офицер кинул бабушку на крыльцо, потом он снял со своего плеча автомат и приставил к её спине. Бабушкина жизнь была в его руках. Вдруг один солдат подскочил. Схватил её за руку и прижал к своей груди. Потом они долго о чём-то громко разговаривали. Бабушка до сих пор благодарна тому солдату, что продлил ей жизнь.